Попробуем e-learning?
StasFomin (обсуждение | вклад) (Created page with "{{User:StasFomin/E-learning для курса «Эффективные алгоритмы»}}") |
StasFomin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | + | Господа студенты! | |
+ | |||
+ | Мы, [http://www.mathnet.ru/php/person.phtml?option_lang=rus&personid=27817 Николай Николаевич Кузюрин] | ||
+ | и [http://belonesox.moikrug.ru Стас Фомин], читаем курс по выбору «Эффективные алгоритмы» для 6 курса ФУПМ МФТИ уже лет 6 или 7. | ||
+ | |||
+ | И нам очень захотелось делать это эффективно. | ||
+ | За все это время, ведь читали мы его уже больше 6 раз, и можно делать выводы основанные на законе больших чисел. | ||
+ | |||
+ | А факты таковы: | ||
+ | * Курс читается в Долгопрудном, один раз в неделю, одна выделенная пара с утра, после которой назначены другие занятия — т.е. нельзя «сдвоить лекции» для большей эффективности. | ||
+ | * К шестому курсу подавляющее большинство ФУПМов живет в Москве, трудоустроено, и, скажем прямо, в Долгопрудный на лекции не приезжает. | ||
+ | * По нашему опыту, из порядка полусотни желающих сдать экзамен (цыплят считают по осени), в среднем на лекциях появляется где-то десяток — как правило, из тех, кто остался жить в Долгопрудном<ref>Последние пять лет мы ведем статистику посещений в Google Docs</ref>. | ||
+ | * Эффективность обучения была соотвественной — большинство начинало учиться непосредственно перед экзаменом, идиотская физтеховская привычка готовится к экзамену «за три дня максимум», приводящая к убогой поверхностности в понимании, не говоря уж от том, что все очные лекции были почти впустую. | ||
+ | * Да, по курсу у нас заготовлено много материалов в электронной форме — [[:File:Book-advanced-algorithms.pdf|учебник]], [[Курс_лекций_«Эффективные_алгоритмы»|слайды]], вполне можно подготовится самостоятельно, хотя наши занятия всегда были не особо скучными и не сводились к озвучиванию учебника и слайдов. Увы, мало кто посещал, чтобы в этом убедиться. | ||
+ | * Мы бы вообще хотели углубить обучение — побольше решать задач, возможно даже свежих, исследовательских и открытых, показать связь теоретических задач с практикой... Тема то интересная, а хорошим программистам — карьерно полезна. | ||
+ | * Но с нашей стороны, такой учебный процесс тоже являлся адом неудобства и неэффективности — чтобы прочитать часовую лекцию (с учетом опозданий на начало студентов, и накладные временные расходы), мы вынуждены тратить две трети пятницы, с изнурительным квестом по путешествую в Долгопрудный в часы пик, с необходимостью брать проектор на верхушке КПМа, и тащить его в лабораторный корпус и огромную Большую Химическую, предназначенную для сотен студентов, и весьма неуютную для пяти собравшихся, а дальше в темпе пытаться уложить рассказ об интересной теме в прокрустово ложе расписания (часовой слот) — часто либо не успевали рассказать тему, либо приходилось обрубать глубину и ответы на интересные вопросы. | ||
+ | |||
+ | Короче, текущая ситуация понятна, и очень не хотелось бы снова идти по наезженному кругу взаимных мучений, | ||
+ | в то время, как можно сделать ситуацию win-win — выигрышной для всех участвующих сторон. | ||
+ | |||
+ | == Предложение == | ||
+ | Существенно (возможно на 100%) перейти к технологиям этого тысячелетия, а именно e-learningу. | ||
+ | |||
+ | * Уже есть множество материалов в электронном виде — [[:File:Book-advanced-algorithms.pdf|учебник]], [[Курс_лекций_«Эффективные_алгоритмы»|слайды]]. | ||
+ | * Можно четко утверждать, что у всех студентов есть компьютер и доступ в интернет. Если нет — свяжитесь со [http://belonesox.moikrug.ru мной], и удивите меня. Что-нибудь придумаем. | ||
+ | * Лекции и семинары мы сможем проводить удаленно, показывая слайды, рисуя формулы, а также — видео, возможно код работающих алгоритмов, возможно даже тематический интернет-серфинг, сопровождая звуком отличного качества. | ||
+ | * Проводить их можно по плавающему расписанию, днем, когда даже работающие вполне могут позволить себя час лекции в офисе, впрочем, не хуже будет и «ботающим в общежитие Долгопрудного». Широкополосый интернет уже везде. Я даже практически уверен, что предложенное реализуемо даже на смартфоне с 3G. | ||
+ | * При этом, | ||
+ | ** также интерактивно отвечать на вопросы, | ||
+ | ** не иметь давления «следующая пара» и доводить раскрытие темы до логического конца. | ||
+ | * Можно посещать лекцию, будучи больным (и, кстати, читать ее тоже). Убирается и риск заболеть. | ||
+ | * Пропустившие занятие, смогут посмотреть запись. | ||
+ | * Будут консультации по email, самостоятельная работа по решению задач — причем тоже, через «электронную коллаборацию», и возможность показать активность и доказав свое понимание темы получить до начала сессии «отлично» автоматом. | ||
+ | * Ну и вообще, это продвинуто, «инновационно и нанотехнологично». | ||
+ | |||
+ | Возможные минусы: | ||
+ | * Теряете возможность лицезреть нас вживую. Многим нравится. Впрочем, может и это решаемо. | ||
+ | * Теряете возможность показать себя живьем. (Актуально наверное только для девушек, которые возможно любят обольщать преподавателей). | ||
+ | |||
+ | == Как это сделать? == | ||
+ | |||
+ | Вариантов масса. | ||
+ | Есть платные сервисы видеоконференций, есть странные полуигровые площадки типа http://vacademia.com/<ref>Имхо, пример огромных человеческих усилий, закопанных совершенно не туда, куда нужно. Впрочем, сходите, посмотрите, может это я ничего не понимаю, а вам понравится.</ref>. | ||
+ | |||
+ | Я бы попробовал самый простой и надежный, по-моему опыту вариант — трансляция экрана через Mikogo (или его более продвинутый вариант BeamYourScreen) — это один из самых эффективных трасляторов экрана с минимальными задержками, плюс есть возможности для интерактива — участникам-слушателям можно указывать на непонятые места и т.п. | ||
+ | |||
+ | Кстати, оно многоплатформенное, работает и даже через чистый броузер, и даже на смартфонах (для тех, кто непрочь посетить лекцию на прогулке в лесу). | ||
+ | |||
+ | А звук и чат — через обычный, надежный, старый добрый Skype, в режиме конференции. | ||
+ | |||
+ | Конечно, все это будет не с бухты-барахты, возможно будет некий переходный процесс, и мы будем чередовать онлайн- и оффлайн- занятия, | ||
+ | возможно в этой идее обнаружаться препятствия непреодолимой силы (например, позиция деканата, регламенты минобра или еще что-то там), | ||
+ | а может наоборот — с кругом взаимных страданий будет покончено. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Что сейчас нужно? == | ||
+ | Что требуется от вас — обратной связи. | ||
+ | Зарегистрируйтесь здесь (желательно не совсем виртуально, хотя бы чтобы было понятно, наш вы студент или нет), и напишите в комментарий — согласны ли вы на такую схему («+1»), и есть ли у вас какие-замечаний, пожелания, советы. И если несогласны — то почему. | ||
+ | Это будет засчитано как запись на этот курс по выбору. | ||
+ | |||
+ | ---- | ||
+ | <references/> |
Версия 11:06, 5 сентября 2011
Господа студенты!
Мы, Николай Николаевич Кузюрин и Стас Фомин, читаем курс по выбору «Эффективные алгоритмы» для 6 курса ФУПМ МФТИ уже лет 6 или 7.
И нам очень захотелось делать это эффективно. За все это время, ведь читали мы его уже больше 6 раз, и можно делать выводы основанные на законе больших чисел.
А факты таковы:
- Курс читается в Долгопрудном, один раз в неделю, одна выделенная пара с утра, после которой назначены другие занятия — т.е. нельзя «сдвоить лекции» для большей эффективности.
- К шестому курсу подавляющее большинство ФУПМов живет в Москве, трудоустроено, и, скажем прямо, в Долгопрудный на лекции не приезжает.
- По нашему опыту, из порядка полусотни желающих сдать экзамен (цыплят считают по осени), в среднем на лекциях появляется где-то десяток — как правило, из тех, кто остался жить в Долгопрудном[1].
- Эффективность обучения была соотвественной — большинство начинало учиться непосредственно перед экзаменом, идиотская физтеховская привычка готовится к экзамену «за три дня максимум», приводящая к убогой поверхностности в понимании, не говоря уж от том, что все очные лекции были почти впустую.
- Да, по курсу у нас заготовлено много материалов в электронной форме — учебник, слайды, вполне можно подготовится самостоятельно, хотя наши занятия всегда были не особо скучными и не сводились к озвучиванию учебника и слайдов. Увы, мало кто посещал, чтобы в этом убедиться.
- Мы бы вообще хотели углубить обучение — побольше решать задач, возможно даже свежих, исследовательских и открытых, показать связь теоретических задач с практикой... Тема то интересная, а хорошим программистам — карьерно полезна.
- Но с нашей стороны, такой учебный процесс тоже являлся адом неудобства и неэффективности — чтобы прочитать часовую лекцию (с учетом опозданий на начало студентов, и накладные временные расходы), мы вынуждены тратить две трети пятницы, с изнурительным квестом по путешествую в Долгопрудный в часы пик, с необходимостью брать проектор на верхушке КПМа, и тащить его в лабораторный корпус и огромную Большую Химическую, предназначенную для сотен студентов, и весьма неуютную для пяти собравшихся, а дальше в темпе пытаться уложить рассказ об интересной теме в прокрустово ложе расписания (часовой слот) — часто либо не успевали рассказать тему, либо приходилось обрубать глубину и ответы на интересные вопросы.
Короче, текущая ситуация понятна, и очень не хотелось бы снова идти по наезженному кругу взаимных мучений, в то время, как можно сделать ситуацию win-win — выигрышной для всех участвующих сторон.
Предложение
Существенно (возможно на 100%) перейти к технологиям этого тысячелетия, а именно e-learningу.
- Уже есть множество материалов в электронном виде — учебник, слайды.
- Можно четко утверждать, что у всех студентов есть компьютер и доступ в интернет. Если нет — свяжитесь со мной, и удивите меня. Что-нибудь придумаем.
- Лекции и семинары мы сможем проводить удаленно, показывая слайды, рисуя формулы, а также — видео, возможно код работающих алгоритмов, возможно даже тематический интернет-серфинг, сопровождая звуком отличного качества.
- Проводить их можно по плавающему расписанию, днем, когда даже работающие вполне могут позволить себя час лекции в офисе, впрочем, не хуже будет и «ботающим в общежитие Долгопрудного». Широкополосый интернет уже везде. Я даже практически уверен, что предложенное реализуемо даже на смартфоне с 3G.
- При этом,
- также интерактивно отвечать на вопросы,
- не иметь давления «следующая пара» и доводить раскрытие темы до логического конца.
- Можно посещать лекцию, будучи больным (и, кстати, читать ее тоже). Убирается и риск заболеть.
- Пропустившие занятие, смогут посмотреть запись.
- Будут консультации по email, самостоятельная работа по решению задач — причем тоже, через «электронную коллаборацию», и возможность показать активность и доказав свое понимание темы получить до начала сессии «отлично» автоматом.
- Ну и вообще, это продвинуто, «инновационно и нанотехнологично».
Возможные минусы:
- Теряете возможность лицезреть нас вживую. Многим нравится. Впрочем, может и это решаемо.
- Теряете возможность показать себя живьем. (Актуально наверное только для девушек, которые возможно любят обольщать преподавателей).
Как это сделать?
Вариантов масса. Есть платные сервисы видеоконференций, есть странные полуигровые площадки типа http://vacademia.com/[2].
Я бы попробовал самый простой и надежный, по-моему опыту вариант — трансляция экрана через Mikogo (или его более продвинутый вариант BeamYourScreen) — это один из самых эффективных трасляторов экрана с минимальными задержками, плюс есть возможности для интерактива — участникам-слушателям можно указывать на непонятые места и т.п.
Кстати, оно многоплатформенное, работает и даже через чистый броузер, и даже на смартфонах (для тех, кто непрочь посетить лекцию на прогулке в лесу).
А звук и чат — через обычный, надежный, старый добрый Skype, в режиме конференции.
Конечно, все это будет не с бухты-барахты, возможно будет некий переходный процесс, и мы будем чередовать онлайн- и оффлайн- занятия, возможно в этой идее обнаружаться препятствия непреодолимой силы (например, позиция деканата, регламенты минобра или еще что-то там), а может наоборот — с кругом взаимных страданий будет покончено.
Что сейчас нужно?
Что требуется от вас — обратной связи. Зарегистрируйтесь здесь (желательно не совсем виртуально, хотя бы чтобы было понятно, наш вы студент или нет), и напишите в комментарий — согласны ли вы на такую схему («+1»), и есть ли у вас какие-замечаний, пожелания, советы. И если несогласны — то почему. Это будет засчитано как запись на этот курс по выбору.