Попробуем e-learning?
StasFomin (обсуждение | вклад) |
StasFomin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 70: | Строка 70: | ||
Заранее благодарен за сотрудничество, | Заранее благодарен за сотрудничество, | ||
− | + | С уважением, [http://belonesox.moikrug.ru Стас Фомин] | |
---- | ---- | ||
<references/> | <references/> |
Версия 11:18, 5 сентября 2011
Господа студенты!
Мы, Николай Николаевич Кузюрин и Стас Фомин, читаем курс по выбору «Эффективные алгоритмы» для 6 курса ФУПМ МФТИ уже лет 6 или 7.
И нам очень захотелось делать это эффективно. За все это время, ведь читали мы его уже больше 6 раз, и можно делать выводы основанные на законе больших чисел.
А факты таковы:
- Курс читается в Долгопрудном, один раз в неделю, одна выделенная пара с утра, после которой назначены другие занятия — т.е. нельзя «сдвоить лекции» для большей эффективности.
- К шестому курсу подавляющее большинство ФУПМов живет в Москве, трудоустроено, и, скажем прямо, в Долгопрудный на лекции не приезжает.
- По нашему опыту, из порядка полусотни желающих сдать экзамен (цыплят считают по осени), в среднем на лекциях появляется где-то десяток — как правило, из тех, кто остался жить в Долгопрудном[1].
- Эффективность обучения была соотвественной — большинство начинало учиться непосредственно перед экзаменом, идиотская физтеховская привычка готовится к экзамену «за три дня максимум», приводящая к убогой поверхностности в понимании, не говоря уж от том, что все очные лекции были почти впустую.
- Да, по курсу у нас заготовлено много материалов в электронной форме — учебник, слайды, вполне можно подготовится самостоятельно, хотя наши занятия всегда были не особо скучными и не сводились к озвучиванию учебника и слайдов. Увы, мало кто посещал, чтобы в этом убедиться.
- Мы бы вообще хотели углубить обучение — побольше решать задач, возможно даже свежих, исследовательских и открытых, показать связь теоретических задач с практикой... Тема то интересная, а хорошим программистам — карьерно полезна.
- Но с нашей стороны, такой учебный процесс тоже являлся адом неудобства и неэффективности — чтобы прочитать часовую лекцию (с учетом опозданий на начало студентов, и накладные временные расходы), мы вынуждены тратить две трети пятницы, с изнурительным квестом по путешествую в Долгопрудный в часы пик, с необходимостью брать проектор на верхушке КПМа, и тащить его в лабораторный корпус и огромную Большую Химическую, предназначенную для сотен студентов, и весьма неуютную для пяти собравшихся, а дальше в темпе пытаться уложить рассказ об интересной теме в прокрустово ложе расписания (часовой слот) — часто либо не успевали рассказать тему, либо приходилось обрубать глубину и ответы на интересные вопросы.
Короче, текущая ситуация понятна, и очень не хотелось бы снова идти по наезженному кругу взаимных мучений, в то время, как можно сделать ситуацию win-win — выигрышной для всех участвующих сторон.
Предложение
Существенно (возможно на 100%) перейти к технологиям этого тысячелетия, а именно e-learningу.
- Уже есть множество материалов в электронном виде — учебник, слайды.
- Можно четко утверждать, что у всех студентов есть компьютер и доступ в интернет. Если нет — свяжитесь со мной, и удивите меня. Что-нибудь придумаем.
- Лекции и семинары мы сможем проводить удаленно, показывая слайды, рисуя формулы, а также — видео, возможно код работающих алгоритмов, возможно даже тематический интернет-серфинг, сопровождая звуком отличного качества.
- Проводить их можно по плавающему расписанию, днем, когда даже работающие вполне могут позволить себя час лекции в офисе, впрочем, не хуже будет и «ботающим в общежитие Долгопрудного». Широкополосый интернет уже везде. Я даже практически уверен, что предложенное реализуемо даже на смартфоне с 3G.
- При этом,
- также интерактивно отвечать на вопросы,
- не иметь давления «следующая пара» и доводить раскрытие темы до логического конца.
- Можно посещать лекцию, будучи больным (и, кстати, читать ее тоже). Убирается и риск заболеть.
- Пропустившие занятие, смогут посмотреть запись.
- Будут консультации по email, самостоятельная работа по решению задач — причем тоже, через «электронную коллаборацию».
- Возможность
- показать активность различными способами заранее свое понимание темы:
- посещение лекций
- нахождение ошибок в материалах
- решение задач
- прохождение тестов
- задавать нетривиальные вопросы
- возможно даже подготовка новых материалов
- и, вместо лотереи на экзамене («простите, у меня сложная ситуация, курс начал читать только вчера вечером дочитал до этой странице, заснул» ©) получить до начала сессии «отлично» автоматом.
- показать активность различными способами заранее свое понимание темы:
- Ну и вообще, это продвинуто, «инновационно и нанотехнологично».
Возможные минусы:
- Теряете возможность лицезреть нас вживую. Многим нравится. Впрочем, может и это решаемо.
- Теряете возможность показать себя живьем. (Актуально наверное только для девушек, которые возможно любят обольщать преподавателей).
Как это сделать?
Вариантов масса. Есть платные сервисы видеоконференций, есть странные полуигровые площадки типа http://vacademia.com/[2].
Я бы попробовал самый простой и надежный, по-моему опыту вариант — трансляция экрана через Mikogo (или его более продвинутый вариант BeamYourScreen) — это один из самых эффективных трасляторов экрана с минимальными задержками, плюс есть возможности для интерактива — участникам-слушателям можно указывать на непонятые места и т.п.
Кстати, оно многоплатформенное, работает и даже через чистый броузер, и даже на смартфонах (для тех, кто непрочь посетить лекцию на прогулке в лесу).
А звук и чат — через обычный, надежный, старый добрый Skype, в режиме конференции.
Конечно, все это будет не с бухты-барахты, возможно будет некий переходный процесс, и мы будем чередовать онлайн- и оффлайн- занятия, возможно в этой идее обнаружаться препятствия непреодолимой силы (например, позиция деканата, регламенты минобра или еще что-то там), а может наоборот, все будет совершенно отлично, и с кругом взаимных страданий будет покончено.
Что сейчас нужно?
Что требуется от вас — обратной связи.
- Зарегистрируйтесь здесь (желательно не совсем виртуально, чтобы было понятно, наш вы студент или нет)
- Напишите в комментарий — согласны ли вы на такую схему («+1»), и есть ли у вас какие-замечаний, пожелания, советы. И если несогласны — то почему.
- Это будет засчитано как запись на этот курс по выбору.
- Разошлите ссылку на этот пост одногруппникам (может в форум, который, возможно, посещают шестикурсники ФУПМ МФТИ) — мы хотели бы сходу достучатся до всей целевой аудитории.
Заранее благодарен за сотрудничество, С уважением, Стас Фомин