Попробуем e-learning?

Материал из DISCOPAL
Перейти к: навигация, поиск

Обращение к 6 курсу ФУПМ МФТИ.


Господа студенты!

Мы, Николай Николаевич Кузюрин и Стас Фомин, читаем курс по выбору «Эффективные алгоритмы» для 6 курса ФУПМ МФТИ уже лет 6 или 7.

И нам очень захотелось делать это эффективно. За все это время, ведь читали мы его уже больше 6 раз, и можно делать выводы основанные на законе больших чисел.

А факты таковы:

  • Курс читается в Долгопрудном, один раз в неделю, одна выделенная пара с утра, после которой назначены другие занятия — т.е. нельзя «сдвоить лекции» для большей эффективности.
  • К шестому курсу подавляющее большинство ФУПМов живет в Москве, трудоустроено, и, скажем прямо, в Долгопрудный на лекции не приезжает.
  • По нашему опыту, из порядка полусотни желающих сдать экзамен (цыплят считают по осени), в среднем на лекциях появляется где-то десяток — как правило, из тех, кто остался жить в Долгопрудном[1].
  • Эффективность обучения была соотвественной — большинство начинало учиться непосредственно перед экзаменом, идиотская физтеховская привычка готовится к экзамену «за три дня максимум», приводящая к убогой поверхностности в понимании, не говоря уж от том, что все очные лекции были почти впустую.
  • Да, по курсу у нас заготовлено много материалов в электронной форме — учебник, слайды, вполне можно подготовится самостоятельно, хотя наши занятия всегда были не особо скучными и не сводились к озвучиванию учебника и слайдов. Увы, мало кто посещал, чтобы в этом убедиться.
  • Мы бы вообще хотели углубить обучение — побольше решать задач, возможно даже свежих, исследовательских и открытых, показать связь теоретических задач с практикой... Тема то интересная, а хорошим программистам — карьерно полезна.
  • Но с нашей стороны, такой учебный процесс тоже являлся адом неудобства и неэффективности — чтобы прочитать часовую лекцию (с учетом опозданий на начало студентов, и накладные временные расходы), мы вынуждены тратить две трети пятницы, с изнурительным квестом по путешествую в Долгопрудный в часы пик, с необходимостью брать проектор на верхушке КПМа, и тащить его в лабораторный корпус и огромную Большую Химическую, предназначенную для сотен студентов, и весьма неуютную для десятка собравшихся, а дальше в темпе пытаться уложить рассказ об интересной теме в прокрустово ложе расписания (часовой слот) — часто либо не успевали рассказать тему, либо приходилось обрубать глубину и ответы на интересные вопросы.

Короче, текущая ситуация понятна, и очень не хотелось бы снова идти по наезженному кругу взаимных мучений, в то время, как можно сделать ситуацию win-win — выигрышной для всех участвующих сторон.

Предложение

Существенно (возможно на 100%) перейти к технологиям этого тысячелетия, а именно e-learningу.

  • Уже есть множество материалов в электронном виде — учебник, слайды.
  • Можно четко утверждать, что у всех студентов есть компьютер и доступ в интернет. Если нет — свяжитесь со мной, и удивите меня. Что-нибудь придумаем.
  • Лекции и семинары мы сможем проводить удаленно, показывая слайды, рисуя формулы, а также — видео, возможно код работающих алгоритмов, возможно даже тематический интернет-серфинг, сопровождая звуком отличного качества.
  • Проводить их можно по плавающему расписанию, днем, когда даже работающие вполне могут позволить себя час лекции в офисе, впрочем, не хуже будет и «ботающим в общежитие Долгопрудного». Широкополосый интернет уже везде. Я даже практически уверен, что предложенное реализуемо даже на смартфоне с 3G.
  • При этом,
    • также интерактивно отвечать на вопросы,
    • не иметь давления «следующая пара» и доводить раскрытие темы до логического конца.
  • Можно посещать лекцию, будучи больным (и, кстати, читать ее тоже). Убирается и риск заболеть.
  • Пропустившие занятие, смогут посмотреть запись (скринкаст со звуком).
  • Будут консультации по email, самостоятельная работа по решению задач — причем тоже, через «электронную коллаборацию».
  • Возможность
    • показать активность различными способами заранее свое понимание темы:
      • посещение лекций
      • нахождение ошибок в материалах
      • решение задач
      • прохождение тестов
      • задавать нетривиальные вопросы
      • возможно даже подготовка новых материалов
    • и, вместо лотереи на экзамене («простите, у меня сложная ситуация, курс начал читать только вчера вечером дочитал до этой странице, заснул» ©) получить до начала сессии «отлично» автоматом.
  • Это интересный опыт для вас. За пределами институтов и университетов, доминирует тренд на дистанционное обучение (вебинары, подкасты, онлайн-конференции, ...).
  • Ну и вообще, это продвинуто, «инновационно и нанотехнологично».

Возможные минусы:

  • Теряете возможность лицезреть нас вживую. Многим нравится. Впрочем, может и это решаемо.
  • Теряете возможность показать себя живьем. (Актуально наверное только для девушек, которые возможно любят обольщать преподавателей).

Как это сделать?

Вариантов масса. Есть платные сервисы видеоконференций, есть

  • странные полуигровые площадки типа http://vacademia.com/[2].
  • специализированные платформы, типа http://tutorion.ru/ (один из студентов нашей группы является ее разработчиком, так что можно совместить занятия с бета-тестированием).

Я бы попробовал самый простой и надежный, по-моему опыту вариант, раздельная трансляция экрана и звука наиболее приспособленными для этого программами, рассчитанными на хотя бы 20 участников.

Экран
Вероятно оптимальное решение — это http://join.me, бесплатный сервис на мощностях http://logmein.com, до 250 участников (Mikogo неплох, но до 10 участников), работает в броузере по ссылке (минимальное время перехода), небольшие лаги.
Звук+чат
Пока альтернативы конференц-звонку Skype не вижу.

Экспериментировал с Shoutcast интернет-радио — проблема в 10 секундных лагах, будет сильная рассинхронизация с экраном. Возможно это будет страховой вариант, для тех, у кого будет отваливаться звук от Скайпа.

Если у кого-то есть идеи — предлагайте.

Конечно, все это будет не с бухты-барахты, возможно будет некий переходный процесс, и мы будем чередовать онлайн- и оффлайн- занятия (кстати, есть вариант оффлайн проводить не в Долгопрудном, а на территории ИСПРАН).

Или можно совместить — проводить интернет-трансляцию в аудитории ИСПРАН, куда придут те, кому так или иначе предложенное дистанционное обучение не подходит.

Возможно в этой идее обнаружаться препятствия непреодолимой силы (например, позиция деканата, регламенты минобра технические ограничения по трафику, активная позиция непримиримых, или еще что-то там), а может наоборот, все будет совершенно отлично, и с кругом взаимных страданий будет покончено.

Что сейчас нужно?

Что требуется от вас — обратной связи.

  • Зарегистрируйтесь здесь (желательно не совсем виртуально, чтобы было понятно, наш вы студент или нет)
  • Напишите в комментарий — согласны ли вы на такую схему («+1»), и есть ли у вас какие-замечаний, пожелания, советы. И если несогласны — то почему. Ну или мне по почте.
  • Это будет засчитано как запись на этот курс по выбору.
  • Разошлите ссылку на этот пост одногруппникам (может в форум, который, возможно, посещают шестикурсники ФУПМ МФТИ — мне в голову, ничего, кроме заброшенного официального форума и группы вКонтакте не пришло) — мы хотели бы сходу достучаться до всей целевой аудитории. Возможно есть форумы в локальных сетях общежития.
  • Разумно придти на наше первое занятие в эту пятницу, 9.09.2011, в 10:45 — там можно обсудить лично. В целом все согласны, кроме одного особого мнения, что отмена оффлайн-занятия в Долгопрудном, снизит мотивацию приехать и на следующее занятие, «Компьютерную графику». Сам преподаватель компьютерной графики не против.
  • Ваша поддержка сильно улучшит шансы согласование этой идеи с деканатом. Идея вызывала позитивный прием.

В первую очередь, давайте соберемся в группу в Skype. Может даже проведем небольшие тестовые собрания. Важно понять, достаточна ли будет надежность и качество Skype для аудиотрансляции.

Сейчас рассматривается два варианта:

Skype + join.me
  • Вы запускаете Skype, в чате группы вы получаете ссылку.
  • Проходите по ссылке и видите наш экран.
  • В чате можно задавать вопросы.

Надо бы попробовать, может даже в выходные. Студенты, добровольцы wanted! Присылайте мне ваши Skype-логины, ну или ломитесь напрямую к stas.fomin.

Смотрите список зарегистрированных, по-уму, для вас там должны быть заполнены Фамилия-Имя-номер группы, в колонке «skype» стоять подтверждение, что вы прислали skype-логин, и в колонке «Discopal» ваш логин здесь.

Ну, а если со звуком или экраном будут проблемы (или какие-то другие), попробуем http://gotowebinar.com, у меня есть возможность иногда одалживать платный аккаунт.


Заранее благодарен за сотрудничество,

С уважением, Стас Фомин


  1. Последние пять лет мы ведем статистику посещений в Google Docs
  2. Имхо, пример огромных человеческих усилий, закопанных совершенно не туда, куда нужно. Впрочем, сходите, посмотрите, может это я ничего не понимаю, а вам понравится.

[ Хронологический вид ]Комментарии

(нет элементов)

Войдите, чтобы комментировать.