Участник:StasFomin/E-learning для курса «Эффективные алгоритмы»

Материал из DISCOPAL
Перейти к: навигация, поиск

Господа студенты!

Мы, Николай Николаевич Кузюрин и Стас Фомин, читаем курс по выбору «Эффективные алгоритмы» для 6 курса ФУПМ МФТИ уже лет 6 или 7.

И нам очень захотелось делать это эффективно. За все это время, ведь читали мы его уже больше 6 раз, и можно делать выводы основанные на законе больших чисел.

А факты таковы:

  • Курс читается в Долгопрудном, один раз в неделю, одна выделенная пара с утра, после которой назначены другие занятия — т.е. нельзя «сдвоить лекции» для большей эффективности.
  • К шестому курсу подавляющее большинство ФУПМов живет в Москве, трудоустроено, и, скажем прямо, в Долгопрудный на лекции не приезжает.
  • По нашему опыту, из полсотни желающих сдать экзамен (цыплят считают по осени), в среднем на лекциях появляется не более десятка — как правило, из тех, кто остался жить в Долгопрудном.
  • Эффективность обучения была соотвественной — большинство начинало учиться непосредственно перед экзаменом, идиотская физтеховская привычка готовится к экзамену «за три дня максимум», приводящая к убогой поверхностности в понимании, не говоря уж от том, что все очные лекции были почти впустую.
  • Да, по курсу у нас заготовлено много материалов в электронной форме — учебник, слайды, вполне можно подготовится самостоятельно, хотя наши занятия всегда были не особо скучными и не сводились к озвучиванию учебника и слайдов. Увы, мало кто посещал, чтобы в этом убедиться.
  • Мы бы вообще хотели углубить обучение — побольше решать задач, возможно даже свежих, исследовательских и открытых, показать связь теоретических задач с практикой... Тема то интересная, а хорошим программистам — карьерно полезна.
  • Но с нашей стороны, такой учебный процесс тоже являлся адом неудобства и неэффективности — чтобы прочитать часовую лекцию (с учетом опозданий на начало студентов, и накладные временные расходы), мы вынуждены тратить две трети пятницы, с изнурительным квестом по путешествую в Долгопрудный в часы пик, с необходимостью брать проектор на верхушке КПМа, и тащить его в лабораторный корпус и огромную Большую Химическую, предназначенную для сотен студентов, и весьма неуютную для пяти собравшихся, а дальше в темпе пытаться уложить рассказ об интересной теме в прокрустово ложе расписания (часовой слот) — часто либо не успевали рассказать тему, либо приходилось обрубать глубину и ответы на интересные вопросы.

Короче, текущая ситуация понятна, и очень не хотелось бы снова идти по наезженному кругу взаимных мучений, в то время, как можно сделать ситуацию win-win — выигрышной для всех участвующих сторон.

Предложение

Существенно (возможно на 100%) перейти к технологиям этого тысячелетия, а именно e-learningу.

  • Уже есть множество материалов в электронном виде — учебник, слайды.
  • Можно четко утверждать, что у всех студентов есть компьютер и доступ в интернет. Если нет — свяжитесь со мной, и удивите меня. Что-нибудь придумаем.
  • Лекции и семинары мы сможем проводить удаленно, показывая слайды, рисуя формулы, а также — видео, возможно код работающих алгоритмов, возможно даже тематический интернет-серфинг, сопровождая звуком отличного качества.
  • Проводить их можно по плавающему расписанию, днем, когда даже работающие вполне могут позволить себя час лекции в офисе, впрочем, не хуже будет и «ботающим в общежитие Долгопрудного». Широкополосый интернет уже везде. Я даже практически уверен, что предложенное реализуемо даже на смартфоне с 3G.
  • При этом,
    • также интерактивно отвечать на вопросы,
    • не иметь давления «следующая пара» и доводить раскрытие темы до логического конца.
  • Можно посещать лекцию, будучи больным (и, кстати, читать ее тоже). Убирается и риск заболеть.
  • Пропустившие занятие, смогут посмотреть запись.
  • Будут консультации по email, самостоятельная работа по решению задач — причем тоже, через «электронную коллаборацию», и возможность показать активность и доказав свое понимание темы получить до начала сессии «отлично» автоматом.
  • Ну и вообще, это продвинуто, «инновационно и нанотехнологично».

Возможные минусы:

  • Теряете возможность лицезреть нас вживую. Многим нравится. Впрочем, может и это решаемо.
  • Теряете возможность показать себя живьем. (Актуально наверное только для девушек, которые возможно любят обольщать преподавателей).

Как это сделать?

Вариантов масса. Есть платные сервисы видеоконференций, есть странные полуигровые площадки типа http://vacademia.com/[1].

Я бы попробовал самый простой и надежный, по-моему опыту вариант — трансляция экрана через Mikogo (или его более продвинутый вариант BeamYourScreen) — это один из самых эффективных трасляторов экрана с минимальными задержками, плюс есть возможности для интерактива — участникам-слушателям можно указывать на непонятые места и т.п.

Кстати, оно многоплатформенное, работает и даже через чистый броузер, и даже на смартфонах (для тех, кто непрочь посетить лекцию на прогулке в лесу).

А звук и чат — через обычный, надежный, старый добрый Skype, в режиме конференции.

Что сейчас нужно?

Что требуется от вас — обратной связи. Зарегистрируйтесь здесь (желательно не совсем виртуально, хотя бы чтобы было понятно, наш вы студент или нет), и напишите в комментарий — согласны ли вы на такую схему («+1»), и есть ли у вас какие-замечаний, пожелания, советы. И если несогласны — то почему. Это будет засчитано как запись на этот курс по выбору.


  1. Имхо, пример огромных человеческих усилий, закопанных совершенно не туда, куда нужно. Впрочем, сходите, посмотрите, может это я ничего не понимаю, а вам понравится.