Участник:StasFomin/Innopolis/Wtf — различия между версиями
StasFomin (обсуждение | вклад) (→Перечень учебно-методического обеспечения дисциплины) |
StasFomin (обсуждение | вклад) (→3. Структура и содержание дисциплины) |
||
Строка 103: | Строка 103: | ||
;Жадные алгоритмы и анализ их качества: | ;Жадные алгоритмы и анализ их качества: | ||
− | + | * Жадные алгоритмы в задачах о покрытии о покрытии множеств и вершин | |
− | + | * Жадный алгоритм в задаче о рюкзаке: | |
;Полностью полиномиальная аппроксимационная схема (FPTAS) для задачи о рюкзаке: | ;Полностью полиномиальная аппроксимационная схема (FPTAS) для задачи о рюкзаке: | ||
− | + | * Динамическое программирование для задачи о рюкзаке | |
− | + | * Использование жадных алгоритмов и эвристик округления для получения FPTAS-алгоритма | |
;Алгоритмы полиномиальные в среднем: | ;Алгоритмы полиномиальные в среднем: | ||
− | + | * Полиномиальный в среднем алгоритм для задачи о рюкзаке: | |
− | + | * Полиномиальный в среднем алгоритм для SAT: | |
− | + | * Полиномиальный в среднем алгоритм для задачи упаковки: | |
;Приближенный алгоритм для метрической задачи коммивояжера | ;Приближенный алгоритм для метрической задачи коммивояжера |
Текущая версия на 14:35, 31 марта 2024
Требуемая страница
Зарегистрироваться-залогинится не дает:
Поэтому копируйте отсюда:
Содержание
Эффективные алгоритмы для труднорешаемых задач
- Квалификация выпускника: бакалавр
- Направление подготовки: Направление 01.04.02 «Прикладная математика и информатика».
- Направленность (профиль) образовательной программы: «Системное программирование и компьютерные науки». Образовательная программа «Вычислительная математика».
- Программу разработал(а): Фомин С.А.
1. Краткая характеристика дисциплины
Изучение дисциплины обеспечивает формирование и развитие компетенций обучающихся в области программного обеспечения и его разработки; искусственного интеллекта и его применения для решения различных прикладных задач в рамках профессиональной деятельности. В ходе освоения дисциплины обучающиеся рассматривают:
- Теорию сложности, для определения
- классов задач допускающих эффективное решение детерминированными и вероятностными алгоритмами — классы P, RP, ZPP, BPP и т.п.
- классов задач, для которых считается невозможным существование эффективных алгоритмов точного решения — NP-complete, PSPACE-complete.
- классов задач, для которых считается невозможным существование эффективных алгоритмов поиска приближенного решения — APX-complete.
- Классические алгоритмы решения задач на графах и множествах (кратчайшие пути, покрытия, сортировки)
- Алгоритмы, подходы и эвристики, для решения NP-полных задач:
- приближенные алгоритмы с гарантированной точностью, включая алгоритмы с любой, заранее выбранной точностью — PTAS, FPTAS.
- вероятностные алгоритмы, и эвристики их порождения — методы Монте-Карло, вероятностного округления и т.п.
- методы дерандомизации — получения детерминированных приближенных алгоритмов из вероятностных.
- Практические методы программирования для реализации всего перечисленного.
2. Перечень планируемых результатов обучения
В ходе курса студенты научатся:
- Оценивать вычислительную сложность алгоритмических задач (в терминах вычислительных ресурсов).
- Классифицировать алгоритмические задачи их в основных сложностных классах — базовое ориентирование в огромном «зоопарке» классов сложности — студенты познакомятся с известными теоремами и открытыми гипотезами о соотношении сложностей задач.
- Устанавливать связи между сложностными классами.
- Выделять сложнорешаемые и практически решаемые алгоритмические задачи.
- Для трудноразрешимых задач, строить приближенные и вероятностные алгоритмы и дерандомизировать некоторые из них — познакомиться с несколькими красивыми и широко используемыми в узких кругах полиномиальными алгоритмами.
- Практически решать на Python классические задачи (возможность в дальнейшем использовать полученные навыки в дальнейшей работе по окончании ВУЗа), применение классических эвристик — «жадность», «динамическое программирование», известных алгоритмов на сортировки и графы и т.п.
- Использовать достижения программной индустрии — ЦЛП-солверы, SAT-солверы, Pyomo-формулировки для постановки и решения задач оптимизации.
Дисциплина участвует в формировании следующих компетенций образовательной программы:
- «СПК-9» — способность осуществлять математическую постановку задачи и решать ее современными оптимизационными методами для оптимального выбора средств защиты информации при ограничениях на их стоимость, габариты, энергопотребление и др.
- «СПК-1» — способность осуществлять поиск, изучение, обобщение и систематизацию научно-технической информации, нормативных и методических материалов в сфере профессиональной деятельности, в том числе на иностранном языке.
- «СПК-7»— способность разрабатывать научно-техническую документацию, готовить научно-технические отчеты, обзоры, публикации по результатам выполненных работ.
Общая характеристика результата обучения по дисциплине
- Знания
-
- теоретических моделей вычисления.
- классов сложности оптимизационных задач.
- методов полиномиальной сводимости классических NP-полных задач.
- методов анализа сложности детерминированных и вероятностных алгоритмов, анализа точности в среднем и «для почти всех исходных данных».
- Умения
-
- постановки оптимизационной формулировки для оптимизационной задачи
- использование ЦЛП и SAT-солверов
- доказательство труднорешаемости оптимизационной задачи
- оценка сложности алгоритма, «в худшем» и «в среднем»
- оценка качества приближения алгоритма, «в худшем» и «в среднем»
- Навыки (владения)
-
- программирование на Python
- работа с Jupyter-ноутбуками
- работа с IDE VSCode/code-server
- использование фреймворка Pyomo, для постановки оптимизационных задач и решения их ЦЛП-солверами
- Использование фреймворка pySAT для решения SAT-задач
3. Структура и содержание дисциплины
Полугодовой курс состоит из двух основных частей:
- Закладываются основы теории сложности вычислений, которые далее при желании можно развивать в различных направлениях.
- Рассказывается о нескольких эффективных алгоритмах и подходах для решения труднорешаемых задач.
Основные вопросы курса: какие бывают вычислительные ресурсы, как подсчитывать их необходимое количество для решения данной алгоритмической задачи, как отличить решаемые на практике задачи от нерешаемых и как наиболее эффективно работать с решаемыми. Много внимания уделяется изучению различных сложностных классов, связей между ними и классификации конкретных задач.
Как правило, в семестре разбираются следующие темы.
- Формально об алгоритмах. Вычислительные модели
- Примеры простых алгоритмов
- Random Access Machines
- Одно и много-ленточные Машины Тьюринга
- Универсальная машина Тьюринга
- Вычислимость и разрешимость
- Временная и пространственная сложность алгоритмов
- Классы DTIME, P, EXPTIME
- Классы DSPACE, PSPACE
- Полиномиальные сводимости и NP-полные задачи
- Полиномиальные сводимости по Куку и Карпу.
- Классы NP, coNP, NPC
- Вероятностные вычисления и их сложность
- Классы «эффективно решаемых задач» RP, coRP, BPP
- Класс «Безошибочно решаемых задач» ZPP
- Неамплифицируемый класс PP
- Жадные алгоритмы и анализ их качества
- Жадные алгоритмы в задачах о покрытии о покрытии множеств и вершин
- Жадный алгоритм в задаче о рюкзаке:
- Полностью полиномиальная аппроксимационная схема (FPTAS) для задачи о рюкзаке
- Динамическое программирование для задачи о рюкзаке
- Использование жадных алгоритмов и эвристик округления для получения FPTAS-алгоритма
- Алгоритмы полиномиальные в среднем
- Полиномиальный в среднем алгоритм для задачи о рюкзаке:
- Полиномиальный в среднем алгоритм для SAT:
- Полиномиальный в среднем алгоритм для задачи упаковки:
- Приближенный алгоритм для метрической задачи коммивояжера
- Вероятностные алгоритмы
- Вероятностная проверка тождеств
- Вероятностный подсчет числа выполняемых наборов для ДНФ
- Вероятностное округление для задач MAX-SAT и MAX-CUT
- Дерандомизация
- Детерминированный приближенный алгоритм для MAX-SAT, полученный из вероятностного алгоритма.
- Неаппроксиминуемость
- Вероятностно проверяемые доказательства. PCP-системы. PCP-теорема
- PCP и аппроксимируемость
4. Методические и оценочные материалы
Задания для практических занятий:
См. примеры:
- «Практикуемся в алгоритмах»
- «Моделирование труднорешаемых задач»
- «Моделирование бизнес-задач»
- «Решаем теоретические упражнения»
Контроль успеваемости обучающихся по дисциплине:
См. примеры тестов:
Перечень учебно-методического обеспечения дисциплины
Курс соединяет различные разделы теории сложности вычислений и изучение конкретных алгоритмов. Такой набор редко встречается в литературе, а по сложности вычислений на русском языке имеется совсем немного книг. Студентам предлагается использовать книгу лектора, а также книги на английском языке или книги по отдельным частям на русском.
- Основная книга
- «Эффективные алгоритмы и сложность вычислений»
- Дополнительные материалы
- https://discopal.ispras.ru/Дополнительные_материалы_по_сложности_вычислений
- https://discopal.ispras.ru/Дополнительные_материалы_по_приближенным_алгоритмам
- Н.Н. Кузюрин, С.А. Фомин, Эффективные алгоритмы и сложность вычислений», 2007 издательство МФТИ. ISBN 5-7417-0198-1.
- S.Arora, B. Barak, Computational Complexity: A Modern Approach, Cambridge University Press, 2009.
- M. Sipser, Introduction to the Theory of Computation, Course Technology, 2005.
- C.Moore, S. Mertens, The Nature of Computation, Oxford University Press, 2011
- Т. Кормен, Ч. Лейзерсон, Р. Ривест, К. Штайн. Алгоритмы: построение и анализ, 3-е издание, Вильямс, 2019.
- O. Goldreich, Computational Complexity: A Conceptual Perspective, Cambridge University Press, 2008.
- A. Wigderson. Mathematics and Computation: A Theory Revolutionizing Technology and Science, Princeton University Press, 2019.
- C.Papadimitriou, Computational Complexity, Addison Wesley, 1994
- В.Н.Крупский. Введение в сложность вычислений, Москва, Факториал Пресс, 2006
- С.А. Абрамов, Лекции о сложности алгоритмов, Москва, МЦНМО, 2009
- Д.В.Мусатов. Курс лекций по сложности вычислений (видеолекций, конспекты).
- М.Гэри, Д. Джонсон, Вычислительные машины и труднорешаемые задачи, Москва, Мир, 1982
- М. Вялый, А. Китаев, А. Шень, Классические и квантовые вычисления, Москва, МЦНМО, 1999.
- Необходимое программное обеспечение для студентов
- броузер.
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Самостоятельная работа учащихся состоит:
- в изучении лекционного материала, доступных видео и конспектов лекций учебно-методической литературы, включая базовую книгу авторов курса
- подготовки к практическим заданиям текущего контроля и промежуточной аттестации:
- тесты по всем материалам курса
- решение теоретических задач по теории сложности
- решение алгоритмических задач на языке Python
- конструктивная постановка и исследование труднорешаемых задач с помощью ЦЛП и SAT-формулировок, с помощью технологий Jupyter Notebook, Pyomo и др.
Вид учебных занятий/деятельности |
Деятельность обучающегося |
Лекция | Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения лекции, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Обозначить вопросы, термины или другой материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, во время семинарского (практического) занятия. |
Практические (лабораторные) занятия | Практические занятия предназначены прежде всего для разбора отдельных сложных положений, тренировки аналитических навыков, а также для развития коммуникационных навыков. Поэтому на практических занятиях необходимо участвовать в тех формах обсуждения материала, которые предлагает преподаватель: отвечать на вопросы преподавателя, дополнять ответы других студентов, приводить примеры, задавать вопросы другим выступающим, обсуждать вопросы и выполнять задания в группах. Работа на практических занятиях подразумевает домашнюю подготовку и активную умственную работу на самом занятии. Работа на практических занятиях в форме устного опроса заключается прежде всего в тренировке навыков применять теоретические положения к самому разнообразному материалу. В ходе практических занятий студенты работают в группах для обсуждения предлагаемых вопросов. |
Самостоятельная работа | Самостоятельная работа состоит из следующих частей: 1) чтение учебной, справочной, научной литературы; 2) повторение материала лекций; 3) составление планов устных выступлений; 4) подготовка презентаций. При чтении учебной литературы нужно разграничивать для себя материал на отдельные проблемы, концепции, идеи. Учебную литературу можно найти в электронных библиотечных системах, на которые подписан АНО Университет Иннополис. |
Доклад | Публичное, развернутое сообщение по определенной теме или вопросу, основанное на документальных данных. При подготовке доклада рекомендуется использовать разнообразные источники, позволяющие глубже разобраться в теме. Учебную литературу можно найти в электронных библиотечных системах, на которые подписан АНО Университет Иннополис. |
Дискуссия | Публичное обсуждение спорного вопроса, проблемы. Каждая сторона должна оппонировать мнение собеседника, аргументируя свою позицию. |
Разработка отдельных частей кода | Разработать часть кода, исходя из поставленной задачи и рекомендаций преподавателя. При выполнении работы рекомендуется обращаться к материалам лекций и семинарских (практических) занятий. Если возникают затруднения, необходимо проконсультироваться с преподавателем. |
Выполнение домашних заданий и групповых проектов | Для выполнения домашних заданий и групповых проектов необходимо получить формулировку задания от преподавателя и убедиться в понимании задания. При выполнение домашних заданий и групповых проектов необходимо проработать материалы лекций, основной и дополнительной литературы по заданной теме. |
Индивидуальная работа | При выполнение индивидуальной работы необходимо взять задание у преподавателя, ознакомиться с требованиями к выполнению работы, изучить поставленную проблему, найти решение проблемы. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, во время семинарского (практического) занятия. Оформить результаты работы. |
Тестирование (устное/письменное) | При подготовке к тестированию необходимо проработать материалы лекций, семинаров, основной и дополнительной литературы по заданной теме. Основная цель тестирования – показать уровень сформированности знаний по конкретной теме или ее части. |
Методы и технологии обучения, способствующие формированию компетенции
- Коллаборативное программирование и другая работа в реальном времени, см. доклад «Современные «интерактивные среды» и «живые лаборатории» — эффективное дистанционное образование по алгоритмам и математическим дисциплинам»
- Обучающие вики-тесты, см. доклад «MediaWikiQuizzer или ВикиЭкзамены — тесты, удобные и для преподавателя и для студента»
- Коллаборативная среда на wiki-платформе, см. доклад «Эффективная «домашка» — задачи студентам на MediaWiki»
- Видеозаписи миникурсов, см. доклад «OBS — швейцарский нож передачи знаний»